На самом деле мотор «ест» столько масла, сколько ему полагается. Но случается и такое, что он начинает много «питаться». Это явление и называется «масложором». Оно возникает по ряду причин в разных элементах двигателя автомобиля. В статье рассмотрим, в каких элементах возникает неисправность, каким образом стоит ее устранять и каковы причины возникновения. Речь пойдет, разумеется, не об утечке масла, а о потерях, которые вызывают неисправности мотора, а также о специфике эксплуатации машины.

Современный двигатель можно сопоставить с человеческим организмом. Каждый отдельный его элемент является частью единой системы, и деятельность одного элемента оказывает воздействие на состояние иных. Поэтому причины, по которым может возникнуть повышенный расход топлива, могут быть разнообразными.

Система впуска воздуха

Плохая фильтрации воздуха (несвоевременная замена фильтра) и негерметичность впускного тракта становятся факторами попадания загрязнений в камеру сгорания. Это провоцирует образование абразивного износа высокой степени цилиндропоршневой группы – рабочих поверхностей цилиндров, поршней и колец. Все это становится причиной образования на стенках цилиндров излишков масла, сгорающих впоследствии.

Скапливают грязь и канавки поршневых колец. Там начинается процесс взаимодействия с моторным маслом и превращение загрязнений в абразивную пасту. Далее, стираясь, подвижные кольца теряют в высоте, а канавки расширяются. Все это снижает герметичность цилиндра и повышает угар масла.

Повышенный расход масла в ДВС

Клапанный механизм

Также масло может попасть в камеру сгорания, когда изнашиваются направляющие втулки клапанов и их маслосъёмные колпачки, часто замерзающие от многолетней эксплуатации и окончательно теряющие свои функции уплотнения. При их замене необходимо проверять состояние направляющих втулок: высокий люфт клапанов может уничтожить новые маслосъемные колпачки, и тогда масло снова «направится» в камеру сгорания.

Турбокомпрессор

Турбокомпрессор загоняет сравнительно малое количество масла во впускную систему будучи даже исправным. Ведь в турбине роль сальников играют газодинамические уплотнения, зафиксированные на концах вала.

Они изолируют центральный корпус турбокомпрессора от впускной и выпускной систем двигателя. Принцип работы и сама конструкция газодинамического уплотнения аналогичны компрессионным кольцам – они не особо герметичны и позволяют части газов попадать в двигатель.

Некоторые режимы работы могут заставить любую турбину образовывать одновременно высокое давление отработавших газов и чрезмерное разрежение на впуске. Такой перепад давления способствует прорыву части газов из горячей улитки в холодную через газодинамическое уплотнение. Газы «берут с собой» масляный туман, находящийся в центральном корпусе, на «впускную» сторону.

Внешне это явление выглядит следующим образом: стыки патрубков турбины запотевают, и масло попадает в интеркулер. Количество «ушедшего» масла не нормируется – показатель зависит от конкретной модели турбокомпрессора и режима функционирования мотора.

Когда газодинамические уплотнения плохо работают, и их износ неизбежен, турбина начинает гнать масло с более высокой силой. Его потери значительно сокращаются при обильном спаде давления  — в момент возникновения чрезмерного разряжения на стороне впуска и противодавления на выпуске. Это происходит тогда, когда сильно воздушный фильтр и нейтрализатор уже имеют высокую степень забитости.

Видео повышенный расход масла в двигателе автомобиля

Вентиляция картерных газов

Если вентиляция картерных газов имеет неисправность, это может послужить еще одной причиной высокого расхода масла. Дело в том, что отложения, которые в любом случае скапливаются со временем, делают производительность маслоотделителя меньше и снижают ресурсы управляющего клапана вентиляции или не дают ему возможности функционировать грамотно. В итоге во впускной воздушный тракт попадает жидкое масло в больших количествах; в цилиндре оно перегорает и оставляет после себя нагар, который потом «крепится» на поршни и клапаны.

Неполное сгорание топлива

Избыток топлива может образоваться в цилиндре. Причины его возникновения могут быть различны – например, топливовоздушная смесь слишком богата или не полностью сгорает. На самом деле, это явление представляет собой опасность, так как топливо, которое не сгорело, активно смывает масляную пленку со стенок цилиндра. Из-за полусухого трения происходит сильный износ цилиндропоршневой группы – мощность мотора снижается, а расход масла становится выше.

Поэтому необходимо своевременно избавляться от всех неисправностей и приводить систему и ее элементы в порядок. Также рекомендуется не заправляться некачественным топливом. Не стоит устраивать частых поездок на небольшие расстояния, если вы полноценно не прогреваете двигатель – это наносит вред бензиновым моторам с непосредственным впрыском. Такой режим не позволяет топливу нормально испариться и смешаться с воздухом – оно остается на стенках цилиндра и смывает масляную пленку. Также горючее попадает в поддон и разжижает масло, делая хуже его эксплуатационные характеристики до того момента, пока оно не изменится после полного прогрева двигательной системы.

Масложор

Срок годности

Угар масла возникает тогда, когда оно устаревает, а старение, в свою очередь, наступает в условиях довольно нелегкой эксплуатации. Общепринятый заводской интервал проезда автомобиля с одним маслом составляет 15 000 км. Замена масла должна происходить до того момента, пока машина не преодолела расстояния, равного данной отметке.

Как правило, руководство по эксплуатации машины об этом свидетельствует.

Старение и износ масла также образуется по причине закоксовывания и залегания поршневых колец – это приводит к тому, что снижается герметичность цилиндров, иными словами – повышается объем картерных газов, которые не под силу системе вентиляции. В конечном итоге она начнет гнать намного большее количество масла на впуск. К тому же, по причине закоксовывания маслосъемных поршневых колец большое количество масла будет сгорать в цилиндре. Происходит образование, своего рода, замкнутого круга.

Условия эксплуатации

На повышенный расход масла влияет не только особенности конструкции и неисправности двигателя и его элементов, но и плохие условия эксплуатации.

Наиболее частым и распространенным неблагоприятным режимом эксплуатации является долгая работа двигателя на минимальных оборотах холостого хода.

Низкое давление в момент сгорания топливовоздушной смеси провоцирует поршневые кольца функционировать нерационально – при этом снижается уровень герметичности цилиндра. Впоследствии на его стенках оседает толстая масляная пленка, которая позже сгорает.

Также тяжелыми условиями эксплуатационного режима можно отнести частую езду с непрогретым мотором под высокой нагрузкой и длительную толкотню в пробках.

Допустимые пределы расхода масла в двигателе автомобиля

Масло, как правило, измеряется в литрах на 1000 км пробега. Но более точное определение дают проценты от общего расхода горючего. Такая единица измерения позволяет учитывать время функционирования двигателя в режиме холостого хода.

На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.