Сажевый фильтр – это устройство, которое превратило дизельный двигатель, который считался антиэкологическим силовым агрегатом, в мотор, соответствующий ныне жестким современным нормам.

Оснащение большинства современных машин сажевым фильтром стало результатом введения стандарта ЕВРО–4, который регламентирует уровень выбросов в атмосферу токсичных веществ. Название говорит само за себя: функция фильтра – это нейтрализация сажи – продукта сгорания дизельного топлива. Существует два основных вида фильтра: DPF (закрытые фильтры) и FAP (закрытые фильтры с функцией регенерации).

Сажевый фильтр представляет собой цилиндрическую форму. Внутри корпуса находятся ячейки, которые устойчивы к высоким температурам и предназначены для задерживания частиц сажи.
Сажевый фильтр
Блок управления двигателем контролирует пропускную способность фильтра и, если это требуется, производит регенерацию – очистку от накопившихся частиц сажи. Во время того, когда автомобиль сильно перегружен, и температура в фильтре находится на уровне выше 350 градусов, запускается режим пассивной регенерации. Во время движения по городу или на непродолжительных дистанциях при повышенной наполненности фильтра включается режим активной регенерации.

Довольно часто сажевый фильтр встречается в системе выпуска отработавших газов автомобилей с дизельным двигателем, потому что именно этот тип агрегата больше склонен к образованию сажи при работе автомобиля. В ряде европейских стран использование сажевого фильтра в системе выпуска дизельных двигателей даже предписано законом.

Причины возникновения повышенного содержания сажи и их последствия

Если в работе датчика кислорода, датчика температуры, или датчика давления имеются какие – то неполадки, то регенерация фильтра будет невозможна. В таких случаях для того, чтобы эти неполадки устранить, запускается аварийный режим работы двигателя. Многочисленные безуспешные попытки регенерации приводят к тому, что части несгоревшего топлива попадают в моторное масло, что провоцирует снижение его вязкости. В результате защитные и смазывающие свойства масла выполняют свои функции хуже, что нередко становится причиной поломки мотора.

Также неправильная работа сажевого фильтра может спровоцировать поломку клапана системы EGR. Однако возможна и обратная ситуация: сломаннный клапан может вызвать неполадки в работе сажевого фильтра.
Противосажевый фильтр

Как распознать неисправность в работе сажевого фильтра?

Характерными признаками неисправной работы фильтра на дизеле являются:

  • Повышенная дымность отработавших газов;
  • Снижение моторной тяги;
  • Повышенный уровень масла в двигателе;
  • Повышенный расход топлива;
  • Возникновение нехарактерных для работы двигателя шумов;
  • Появление предупреждающего сигнала на панели приборов;

Чтобы избежать нежелательных последствий, рекомендуется своевременно производить диагностику автомобиля и проходить ТО.

Длительность службы сажевого фильтра находится на уровне от 20 до 120 тысяч километров. Поскольку, эта запчасть имеет довольно высокую стоимость, сервисный интервал достаточно велик, но, рано или поздно, в любом случае, даже при условии хорошего состояния двигателя, его нужно менять. После замены наблюдаются, как правило, следующие изменения:

  • Восстановление тяги двигателя;
  • Снижение расхода топлива;
  • Отсутствие необходимости использования специальных моторных масел или регенераторов;
  • Небольшая стоимость по сравнению с другой запчастью.

Видео назначение противосажевого фильтра

На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.