Часто на дорогах приходится наблюдать ситуацию, когда у автомобиля, проезжающего неподалеку от вас, спущено колесо. Эта ситуация может случиться с любым транспортным средством. В статье попробуем разобраться, почему так происходит, и что делать в этой ситуации.

Причины

Итак, покрышки просто так не лопаются – на это обязательно существуют причины. Основными из них могут быть:

  • Деформированный каркас вследствие наезда на обочину, бордюр или какое-либо острое препятствие на дороге;
  • Расгерметизация (падение давления) колеса и деформация диска из-за попадания в яму при езде на высокой скорости;
  • Чересчур низкое/высокое давление в шине. Давление зависит от того, насколько резина накачена: недокаченное колесо увеличивает пятно его контакта – тогда оно быстрее греется; перекаченное же колесо способно легко лопнуть в случае наезда на острый предмет;
  • Грыжа, порез или иное механическое повреждение. Вследствие грыжи на поверхности шины образуется неравномерное распределение давления, а на месте, где возник дефект, может случиться взрыв, если наехать им на кочку;
  • Резкое снижение давления в шине вследствие прокола. Разорваться колесо может из-за внешнего воздействия – например, при наезде на гвоздь или острую палку на дороге. Особенно чреваты последствиями случаи, когда все происходит на высоких скоростях;
  • Высокий износ протектора провоцирует его маленькую высоту. Это увеличивает риск пробоя шины и, как следствие, ее разрыва;
  • Естественный износ резины. Со временем шина устаревает – это нормально. За ней нужно следить и при необходимости менять. Если этого не делать, износ может привести к тому, что резина легко может лопнуть из-за малейшего препятствия на дороге;
  • Высокая скорость движения. На шинах указан лимит скорости – показатель максимальной скорости движения при данной резине. Если вы эту скорость нарушаете, то последствия не заставят себя долго ждать;
  • Превышение индекса максимальной нагрузки на покрышку. Как и в вышеуказанном случае, необходимо придерживаться установленных заводом значений.

Прокол колеса

Разрыв передней покрышки

Для начала отметим, что последствия разрыва передних и задних покрышек различны.

Когда лопается переднее колесо, управление машиной теряется частично. В этом случае нужно «взять себя в руки», ни в коем случае резко не тормозить, поскольку справа и слева от вас создается неравномерное замедление: с одной стороны колеса тормозят, с другой – может возникнуть вращающий момент в области стороны, которая тормозит. Первой вашей задачей является переключение на плавное равномерное движение.

Разрыв задней покрышки

Вам нужно для себя отметить, что лопнувшая задняя шина гораздо страшнее лопнувшей передней. Взрыв задней покрышки «предоставляет» больше вариантов заносов и кружений для машины. Здесь, как раз, рулить нужно четко по ситуации – если она требует быстрых поворотов руля до упора, производите их, не задумываясь, тем более, что большой возможности думать в этой ситуации вам не предоставляется.
Проколотое колесо

Действия водителя

Разумеется, нужно стараться вообще не допускать ситуации лопнувшей шины на дороге – для этого необходимо вовремя «переобуваться», знать сроки годности и особенности эксплуатации ваших шин и соблюдать их. Но, если неприятная ситуация на дороге уже происходит, то действовать нужно быстро, а философию и анализ своих действий рекомендуется оставить на «потом».

Разрыв колеса

Каковы же ваши действия в уже непосредственно происходящей ситуации?

Во-первых, вы должны внутренне успокоиться и не поддаваться панике.

Избегайте резких манипуляций рулем и торможений вплоть до полной остановки машины. Когда она остановится, выйдите и осмотрите место повреждения, оцените уровень ущерба.

Далее откройте  багажник и достаньте оттуда знак аварийной остановки, после чего требуется выставить его перед автомобилем в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

Вам необходимо ослабить гайки на порванном колесе и приподнять машину при помощи домкрата. Следом нужно открутить гайки и снять колесо. Разумеется, в таком состоянии автомобиль передвигаться не может, поэтому поставьте докатку или полноразмерное колесо (запасное колесо нужно возить с собой).

Прокол колеса

Прокол колеса менее опасен, чем разрыв – машину не будет так «заносить», и управление сильно не нарушится.

В ситуации прокола также устанавливается «запаска». Помимо нее можно заделать прокол резиновым жгутом или герметиком (если вы не берете с собой запасное колесо, состав с герметиком нужно брать в обязательном порядке).
Пробитое колесо

Советы, как избежать разрыва или прокола покрышки

Задуматься о том, чтобы с резиной в дороге не было проблем, нужно перед тем, как это с вами случится. Существует несколько полезных советов-рекомендаций, соблюдая которые вы избежите инцидента в пути:

  • Следите за давлением в шинах – оно должно быть нормальным. Если замечаете отклонения от показателей, которые устанавливает производитель, осуществите повышение или понижение (в зависимости от ситуации) давления с помощью компрессора;
  • Покрышки следует менять – они имеют срок годности (это очевидно, но, тем не менее, многие забывают об этом). Оптимальный «возраст» резины составляет около пяти лет. Позже они начинают сушиться, терять эластичность, а главное – их функциональность и работоспособность снижаются. Из всего этого и следуют неприятности с колесами во время движения. В таком состоянии шины становятся более «нежными» и легко поддаются разрушению от определенной температуры воздуха, реагентов и других неблагоприятных внешних факторов;
  • Осматривайте поверхность колес на наличие дефектов и повреждений в регулярном порядке – хуже не будет. Если что-то подобное наблюдается, то знайте, что шину, скорее всего, скоро придется менять;
  • Храните колеса правильно. Грамотная консервация покрышек на длительный период уберегает их от разрушения и предотвращает предварительный износ.

Видео лопнувшая шина

На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.